Казань – это, пожалуй, один из тех городов России, о красоте которого слагают легенды, а историко-культурный и духовный ландшафт этой земли настолько богат, что порой быль сливается с мифом. Здесь современность роскошно окрашена прошлым, а толерантность и совместное сосуществование, казалось бы, совсем разных культур, традиций и религий потрясают своими глубокими связями. Это столица республики Татарстан и один из красивейших городов Российской Федерации. Казань расположена на левом берегу реки Волги при впадении в неё реки Казанки и сочетает в себе простое природное обаяние средней полосы России с шедеврами старорусского и татарского зодчества. Посетив Казань, вы сможете своими глазами увидеть выдающиеся архитектурные памятники,  датируемые еще серединой 16 века. Безусловной визитной карточкой города является Каза́нский кремль - древнейшая часть Казани. Это комплекс архитектурных, исторических и археологических памятников, многогранно раскрывающих многовековую историю города, русская веха которой официально начинается с 1552 года с момента присоединения Казани к России. К 1556 году под руководством русского мастера Яковлева были возведены белокаменные части нового Казанского Кремля со Спасской и Тайницкой башнями. К 1562 году закончено строительство Баговещенского собора. Только подумайте, на протяжении почти четырехсот лет Благовещенский собор был кафедральным храмом в Казанской епархии. Здесь веками совершались рукоположения священников. Это самый удаленный образец псковской архитектурной школы и старейший православный храм в Среднем Поволжье. За свою долгую историю Благовещенский собор 6 раз горел (!). Но, несмотря на это и все последующие реконструкции, исконный псковский стиль собора просматривается до сих пор в  крупных и малых деталях собора, его орнаменте. Вопреки пожарам, сохранился фрагмент древней фресковой живописи, которой был украшен весь храм в 16-17 веках — это образ Казанской Божией Матери в алтарной апсиде. Увидеть это уникальное наследие истории стало возможно уже в конце 90-х годов 20 века по окончании его реставрации.

Кроме того в комплекс Кремля входят такие исторические и культурные памятники, как башня Сююмбике, мечеть «Кул-Шариф», официальная резиденция Президента, администрация Президента, художественная галерея «Хазине».  На его территории также располагаются Музей ислама, Музей естественной истории Татарстана, Музей-мемориал ВОВ, филиал петербургского Эрмитажа — Центр «Эрмитаж-Казань» и др.

Старина рождает легенды. Прошлое, появляясь в настоящем, порой принимает такой фантазийный облик, что даже опытным историкам подчас трудно рассмотреть ту грань, которая отделяет вымысел от были. Также вышло и в случае с исторической жемчужиной Казанского кремля – Башней Сююмбике. Поговаривали, что в позолоченном шаре, установленном на шпиле башни, хранились  некие документы ханского периода. В недалеком прошлом по просьбам татарской общины губернатор Казани приказал снять и изучить шар. Документов внутри не оказалось. Однако, как утверждали очевидцы, шар был проржавевший и дырявый, что облегчало потерю документов, если, конечно, они там были… Но наиболее распространена другая красивая татарская легенда о прекрасной правительнице Казанского ханства, легендарной женщине в истории исламского мира, царице Сююмбике, которая построила башню в честь своего любимого мужа Сафа-Гирея, умершего в 1549 году. В более трагичном варианте этой легенды башня была возведена за 7 дней по приказу Ивана Грозного. Ее строительство было одним из условий красавицы Сююмбике, согласившейся уступить настойчивым требованиям русского царя и выйти за него замуж. Легенда гласит, что гордая казанская царица, получив обещанную башню в столь короткий срок, птицей взлетела вверх и сбросилась с ее седьмого яруса. В реальности, зафиксированной в документах, царица Сююмбике вместе с сыном Утямыш-Гиреем была предана своими мурзами и выдана Ивану Грозному вместе с казанской казной. Через полтора года Сююмбике против ее воли выдали замуж за хана Шах-Али, а ее сын остался на воспитание при царском дворе. Как бы то ни было, но башня, сохранившись до наших дней, является «живым» напоминанием о ханского времени, символом которого была Сююмбике. Кроме того, башня Сююмбике – это одна из самых высоких в Европе падающих башен, высота которой равна 58 метрам, а угол отклонения ее шпиля от вертикали составляет 1,98 м.

Обязательно посетите Свияжск. Этот уникальный историко-архитектурный памятник возник еще в 1551 году, как русская крепость при взятии Казанского ханства. Представьте, она была собрана за четыре недели из деталей, заготовленных в районе Углича и затем сплавленных по Волге. Для тех времен это уникальный прецедент!  По воспоминаниям опричника царя Ивана Грозного Генриха фон Штадена: «Великий князь приказал срубить город с деревянными стенами, башнями, воротами, как настоящий город; а балки и бревна переметить все сверху донизу. Затем этот город был разобран, сложен на плоты и сплавлен вниз по Волге, вместе с воинскими людьми и крупной артиллерией. Когда он подошел под Казань, он приказал возвести этот город и заполнить все [укрепления] землей; сам он возвратился на Москву, а город этот занял русскими людьми и артиллерией и назвал его Свияжском». После взятия Казани всё Среднее Поволжье было присоединено к России. Кроме татар в составе России оказались многие другие народы, до этого входившие в состав Казанского ханства (чуваши, удмурты, марийцы, башкиры).

Пожалуй, одна из самых известных особенностей Казани – это хорошо сохранившиеся исторические здания центральной части города, а также Старо-Татарской слободы. В основном, это старинные особняки, доходные и торговые дома, православные храмы и мусульманские мечети 19 – нач. 20-х веков.

Вообще, Казань удивляет и поражает не только своими историческими памятниками, но и совсем современными идеями, такими например, как Храм всех религий. Да-да, именно сразу всех религий, а также является по совместительству Международным культурным центром духовного единения! Появился он под Казанью в поселке  Старое Аракчино еще в 1994 году. Вот где толерантность и единение достигают полного апофеоза! Храм является уникальным в мировой практике архитектурным комплексом, совмещающим православную и католическую церкви, мусульманскую мечеть, иудейскую синагогу, буддистский храм, китайскую пагоду и множество знаковых элементов различных мировых религий, включая символику исчезнувших цивилизаций.

Одна из неоднозначных, но чрезвычайно эффектных современных достопримечательностей центра Казани - Дворец земледельцев, построенный в 2010 году. До сих пор не умолкают споры о целесообразности строительства подобного монументального сооружения в историческом центре Казани. Как бы то ни было, но Дворец земледельцев построен и притягивает к себе всеобщее внимание своими огромными размерами, а главное — эклектичным роскошным экстерьером стиля бозар, смеси французского барокко и итальянского ренессанса.

И, конечно же, говоря о реальной истории, и ее сказочном воплощении, нельзя не вспомнить о несколько необычном скульптурном объекте – памятнике огромному вальяжному Коту Казанскому. А история была такая: императрица Елизавета Петровна, будучи в Казани в 40-х годах 17 века, заметила, что в городе нет мышей, и пожелала выписать из Казани 30 котов для несения службы по отлову грызунов в покоях Зимнего дворца. С тех пор статуэтки котиков в тюбетейках - излюбленный сувенир из Казани. Кот Казанский работы скульптора Игоря Башмакова появился на улице Баумана в 2009 году, добавив этой главной пешеходной улице Казани еще большей привлекательности и веселья. Что же касается реальных потомков тех легендарных 30 котов, отправленных в Петербург, так они до сих пор верой и правдой несут службу в Эрмитаже, оберегая хранящиеся там художественные ценности от мышей и крыс. Каждый год 1 апреля сотрудники крупнейшего российского музея отмечают День мартовского кота - традиционный праздник котов Эрмитажа.

Однажды приехав в Казань, вы будете возвращаться сюда снова и снова. Настолько красив и интересен этот современный город, с 1000-летней историей, живущий в симбиозе различных культур и трепетно сохраняющий памятники своего прошлого. С Казанью связаны важные вехи летописи государства российского, а также материальная и духовная культура нашей многоликой страны.